Aphex Twin - Syro

23 сентября 2014 г., Разместилa: Ольга Карпова

Долгожданное возвращение Ричарда Ди Джеймса как напоминание о том, почему корнуэльский рейвер – один из главных новаторов в электронной музыке.

13 календарей полетели в мусорное ведро с тех пор, как Афекс Твин выпустил свой последний альбом «Drukqs». Что вызывает резонный вопрос: почему сейчас? В свои 43 года, с миллионами на банковском счете, корнуэльскому рейв-гоблину не нужно ничего доказывать. В 90-х он довел до совершенства психоделический хиппи-рейв («Digeridoo», 1992), записал, возможно, лучший в истории эмбиент-альбом («Selected Ambient Works Volume II», 1994), а затем, на пару с режиссером Крисом Каннингемом, воплотил в жизнь ваши самые жуткие кошмары в клипе «Come To Daddy». Где-то в промежутке между этими занятиями он решил, что отличный способ потратить гонорар – купить себе подержанный танк времен Второй мировой. Афекс изобрел архетип безумного техно-ученого, и если однажды он задумает упаковать свои винтажные синтезаторы и отправиться на пенсию на свою ферму в Корнуолле, кто посмеет его остановить?

 

Но он вернулся. Хвала господу. Потому что «Syro» превосходен: пучеглазый, колотящий рейв, который звучит в точности как Афекс и в то же время не похож ни на что, что он записывал прежде. Он делает ноль уступок современной моде. Здесь нет ни басов в стиле Скриллекса, ни трап битов, ни приглашенных вокалистов как у Сэма Смита. Только новая пачка гиперзапутанных электро-фанк джемов, так плотно нафаршированных мелодиями, что кажется, будто в любую минуту они могут лопнуть и окатить вас слизью.

 

Эти симптомы заметны уже в первом треке «minipops 67 (source field mix)», чьи живые версии какое-то время сотрясали YouTube. Пульсирующий брейкбит с примесью вокала в стиле «Windowlicker», балансирующий на грани между детской невинностью и инопланетной меланхолией, он был генетически спроектирован, чтобы намалевать широкую ухмылку поперек вашего рта. Но этот трек – всего лишь аперитив к «XMAS_EVET10 (thanaton3 mix)». Длящийся дольше 10 минут, это один из лучших треков в карьере Афекса: микс из затуманенных синтезаторов и разболтанных брейкбитов, в который даже на восьмой минуте продолжают подмешиваться разные странные звуки. Звон цимбалы, сумасшедший шлепающий бас, детский голос – может, его сын? – все кружится и искажается, словно в центре водоворота.

 

В то время как «Drukqs» временами казался трудным и отчужденным, назначение «Syro» – очаровывать и развлекать. Здесь есть неожиданные приемы, такие как фанковые ударные в «produk 29» или стук отбойного молотка в «180db_». Но чаще пластинка звучит как «4 bit 9d api+e+6» – зверски прилипчивый номер, напоминающий другой альбом Ричарда Ди Джеймса, «Rushup Edge», который он выпустил в 2007 году под псевдонимом The Tuss. В целом не медленный, «Syro» еще больше ускоряется во второй половине, где есть несколько треков, которые на собственном лейбле Афекса Rephlex метко называли «брейнданс» – глючный оцифрованный фанк и мультяшный джанглизм, достигающие кульминации в великолепной «PAPAT4 (pineal mix)». Но главный сюрприз спрятан в финале. Впервые сыгранная публике в лондонском центре искусств Barbican еще в 2012 году, «aisatsana» – безмятежная фортепианная композиция, напоминающая об эксцентричном французском композиторе Эрике Сати и заканчивающаяся щебетанием птиц. Волшебным образом она вызывает в голове картину с Ричардом, которого рассвет или закат застал одного, сидящим за работой и касающимся пальцами пыльных клавиш, в то время как двери его веранды открыты настежь, впуская в дом звуки из мира снаружи.

 

Так почему «Syro», и почему сейчас? Дурацкий дирижабль, висевший в восточном Лондоне, рекламируя этот альбом; промо фото в стиле интернет-мема Kemp Folds; пресс-релиз, называющий его «прославленным и влиятельным пердуном от электроники» – ничто из этого не указывает на то, что Ричард Ди Джеймс – человек, который не спит по ночам, волнуясь о своей репутации. Кто знает, может, в его голове роилось слишком много мелодий, и он просто должен был выпустить их наружу. Лучше всего просто сказать спасибо и спросить с надеждой: когда следующий?

 

Оценка NME: 9/10

 

 

 



Для прослушивания необходим QuickTime плеер

Самые популярные

Новости прошедшей недели: 29 марта - 5 апреля

На этой неделе: Ноэл Галлахер шлет к чертям акустику, Мэтт Беллами пишет музыку для «1984», а Билли Пайпер вспоминает Эми Уайнхаус.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 5 - 12 марта

На этой неделе: Yungblud – о своей «иммерсивной» книге, Лиам Галлахер – о том, под какую песню Blur он плакал, а Луи Томлинсон – о шипперах.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 19-26 апреля

На этой неделе – Нил Теннант ворчит, Эми Ли опровергает слухи, а Билли Айлиш любит себя.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 12-19 апреля

На этой неделе: Джеймс Хетфилд набил необычную татуировку, Кортни Лав проехалась по Тейлор Свифт, а Шон Леннон и Джеймс МакКартни выпустили совместную песню.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 26 апреля - 3 мая

На этой неделе: Дуа Липа и Ник Сестер вспоминают прошлое, а Blossoms тусуются с футбольным тренером.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 3 - 10 мая

На этой неделе – трейлеры фильмов про Blur и Синди Лаупер, а также забавная история от Лили Аллен.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 11 - 18 мая

На этой неделе: Джейк Багг недоволен устройством мира, Кид Рок размахивает пистолетом, а Ричард Гадд не может спокойно выпить в пабе.


Читать дальше

Новости прошедшей недели: 19 - 26 мая

На этой неделе: Крис Мартин любит футбольный клуб «Лутон», Тейлор Свифт любит музыку Djo, а Дуа Липа любит лондонский район Кэмден.


Читать дальше